Общие сведения Программа развития Учителя Награды Совет школы Задачи и содержание Состав Схема Информация Библиотека выписывает Фотогалерея

О ШКОЛЕ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

НАГРАДЫ

СОВЕТ ШКОЛЫ

БИБЛИОТЕКА

НОВОСТИ

ФОТОАЛЬБОМ

БИБЛИОТЕКА

Библиотечный репетитор

Правила пользования библиотекой

Книга. Читатель. Библиотека.

Библиотека выписывает

Для вас в библиотеке

Фотогалерея

БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР


Инструкция 1

КАК ПЕРЕЛИСТЫВАЮТ КНИГУ
НЕЗНАКОМУЮ КНИГУ просматривают неторопливо и внимательно. Ее кладут на ладонь правой руки, а левой перелистывают от начала к концу.
Рабочий палец - большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает лист снизу, с ребра и начинает его переворачивать. Четыре пальца отводят назад, и лист сам ложится другой стороной - новая страница открыта. Книгу, лежащую на ладони левой руки, перелистывают указательным (или средним) пальцем правой, касаясь им верхнего края страниц ближе к уголку. ПАЛЬЦЫ ДВИГАЮТСЯ РАЗМЕРЕННО, БЕЗ ЛИШНИХ УСИЛИЙ. Если в ХОРОШО ЗНАКОМОМ тексте надо отыскать определенное место, книгу можно перелистать очень быстро. Держа на ладони левой руки, ее листают правой. Положив большой палец сверху, а четыре других снизу, захватывают часть страниц. Мягким движением четыре пальца слегка упираются в них, выгибают и подталкивают. Большой палец одновременно и придерживает листы и выпускает их - они по одному переворачиваются. Просматривая книгу с начала, действуют правой рукой, с конца - левой. ОЧЕНЬ ЦЕННЫЕ, ЛЕГКО РВУЩИЕСЯ, ТЯЖЕЛЫЕ, ТОЛСТЫЕ, С ТУГИМИ КОРЕШКАМИ К Н И Г И КЛАДУТ НА СТОЛ или СТАВЯТ НА ПЮПИТР, если таковой имеется.

НЕЛЬЗЯ:
- прикасаться к книге мокрыми руками,
- перелистывать ее с ручкой в руке,
- делать резкие движения с силой,
- переворачивать страницы за уголок.

Инструкция 2

ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ - девиз истинного книголюба

ОТЛИЧИТЬ КНИГОЛЮБА ЛЕГКО - ОН ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГАМИ УМЕЛО И БЕРЕЖНО. ВОТ КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ:

  • Берет сухими и чистыми руками
  • Раскрывает, не повредив корешка
  • Перелистывает, легко прикасаясь к страницам
  • Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки
  • Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками
  • Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом
  • Закончив работу, тщательно стирает эти отметки мягким ластиком
  • Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником
  • Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках
  • Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них
  • Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует
  • Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом
  • Закончив чтение, кладет книгу на место
  • Хранит на книжных полках или в шкафах
  • Переносит в чистых портфелях и пакетах
  • КАЖДЫЙ, КТО ТАК ПОСТУПАЕТ, МОЖЕТ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ КНИГОЛЮБОМ! КНИГОЛЮБ - ПОЧИТАТЕЛЬ И ВЕРНЫЙ ЗАЩИТНИК КНИГИ. Любя ее, он пользуется ею только для чтения. Книга и грязь несовместимы, и он заботится о ее чистоте. Он предусмотрителен, и в его надежных руках книге нечего опасаться. Присмотрись, и ты увидишь, как много таких людей. Возьми с них пример, и ты тоже заслужишь уважение и благодарность окружающих. Девиз истинного книголюба - ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ КНИГИ!

    Инструкция 3

    КАК ВЫБИРАТЬ КНИГИ
    В библиотеке собраны тысячи книг. Прочесть все невозможно!
    Но ты сможешь читать:
    - именно те, которые тебе по душе,
    - как раз те, которые наилучшим образом помогают справляться с заданиями,
    - только те, в которых содержатся правдивые и ясные ответы на твои вопросы,
    - наверняка те, иллюстрации в которых доставляют радость и помогают лучше понимать мысли автора.

    ЭТО ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ИЩЕТ И ВЫБИРАЕТ КНИГИ ПРАВИЛЬНО
    Как же правильно? Вот как: прежде чем приступить к поиску, постарайся в мыслях точно определить, зачем тебе книга, чего ты ждешь от нее, то есть подумай о цели своего чтения.
    Например, очень часто людям хочется с помощью книги
    - поднять себе настроение,
    - разобраться в сложной ситуации,
    - оценить уровень своих знаний,
    - понять другого человека,
    - сопоставить точки зрения,
    - отлично выполнить задание.
    Чтобы достичь своей цели, надо продумать ход поиска книги, определить возможные источники и выбрать из них самый удобный.

    БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ ПОИСКА И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВЫБОРА - ИСПОЛЬЗУЙ ИХ!

    О ТЕМЕ И ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ
    Представь: два читателя хотят взять книгу на одну тему - о собаках. Оба уже нашли полку с литературой по собаководству и теперь выбирают. Один перебирает книги нерешительно, колеблется и после долгих поисков отходит от стеллажа с пустыми руками. Второй действует увереннее и, просматривая литературу, находит нужную книгу так быстро, словно кто-то ему на нее указал. Перед читателями были одни и те же книги. Почему одному из них ничего не удалось найти? Может быть, второй читатель владеет каким-то секреток поиска? Если б у него о том спросили, он ответил бы просто: "Я точно знаю, зачем мне книга по этой теме - хочу устроить своему щенку удобное жилье". Оказывается, второй читатель не только сформулировал тему (о собаках), но и мысленно представил, как воспользуется полученной информацией. Секрет его удачи в целенаправленности, а помог он себе сам. Именно этого недоставало первому читателю - тот был готов к поиску только наполовину.

    ЦЕЛЬ НАПРАВЛЯЕТ ПОИСК, ОНА ПОМОГАЕТ ЧИТАТЕЛЮ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В СОДЕРЖАНИИ КНИГ И ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.

    Прежде чем приступить к поиску, мысленно сформулируй не только тему, но и цель чтения.ТЕМА - это тот предмет, о котором ты хочешь читать. Предположим, ты уже знаешь,О ЧЕМ тебе нужна книга. Теперь хорошенько подумай, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ты будешь ее читать, ЗАЧЕМ тебе новая информация, КАК собираешься ее использовать. Если тебе самому стало понятно, чего ждешь от книги, ты ГОТОВ К ПОИСКУ. Теперь ты знаешь, ЧТО тебе нужно.ДЕЙСТВУЙ!

    ПОМОЩЬ ОТ КНИГИ ПОЛУЧИТ ЛИШЬ ТОТ, КТО ЗНАЕТ, ЗАЧЕМ ЕЕ ЧИТАЕТ!

    ПРАВИЛА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ

    Хорошо, если в нужный момент в руках оказывается именно та книга, которая помогает справиться со сложностями. Помнишь, как герой книги Джоан Ролинг "Гарри Поттер и Кубок огня" долго-долго искал книгу, которая помогла бы ему выполнить третье задание Турнира Трех Волшебников? В ночь перед турниром "...Гарри с мыслью, что еще немного и он начитается на всю оставшуюся жизнь, снова обложился пыльными книгами и принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха". Просмотри книгу, еще раз вчитайся и вдумайся в знакомые строки - опыт Гарри Поттера поможет тебе понять основные правила поиска информации. Вот они:

    ПРАВИЛО № 1 - читатель должен хорошо понимать, ЧТО ему нужно, О ЧЕМ он будет читать.ЯСНО И ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИ ПРЕДМЕТ, ТЕМУ ЧТЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

    ПРАВИЛО № 2 - читатель должен хорошо представлять, чего он ждет от книга, как использует полученную информацию. ОБДУМАЙ, ЗАЧЕМ БУДЕШЬ ЧИТАТЬ И МЫСЛЕННО СФОРМУЛИРУЙ ЦЕЛЬ ЧТЕНИЯ.

    ПРАВИЛО № 3 - читатель должен спланировать последовательность своих действий и выбрать самый короткий путь к книге. ПРОДУМАЙ ХОД ПОИСКА И ОПРЕДЕЛИ ЕГО НАИЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК.

    Правило № 1 кажется легковыполнимым только на первый взгляд. Если слово для определения темы найдено неточно, поиск не приведет к нужному результату. Именно так и случилось с Гарри - ему не сразу удалось сформулировать тему. Сначала он думал, что это "вода", долго просматривал книги, но нужной так и не нашел. Как ты знаешь, участники турнира выполняли задания. Получив какое-то задание, некоторые люди решают, что их цель только в том и состоит, чтобы выполнить его. Хорошо, что Гарри не остановился на этой мысли. После долгих раздумий у него определилась еще одна, более важная, ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ - он "принялся искать заклинание, чтобы выжить без воздуха". Вот когда он до конца понял, ради чего ему стоит рыться в книгах - от них зависела его жизнь. Хотя науку поиска он освоил еще не вполне, смысл Правила № 2 усвоил как нельзя лучше. Правило № 1 Гарри выполнить не удалось, поэтому и с Правилом № 2 он тоже не справился. Он не сумел верно определить источник поиска, пришлось использовать все - фонд библиотеки, ее Особой секции, помощь друзей (он даже просил помощи у сердитой библиотекарши!). Затрачено много усилий, время уже на исходе, а нужная информация так и не найдена - путь к ней оказался слишком долгам! Как видишь, поиск информации - это такая наука, которой даже волшебнику непросто выучиться. Пример Гарри Поттера показал нам, что
    - при поиске информации волшебные средства не действуют, надо полагаться только на собственные силы,
    - поиск надо вести последовательно и по правилам,
    - все три правила одинаково важны и каждое надо выполнить,
    - чем больше тренируешься, тем лучше получается.

    НАУЧИТЬСЯ ЭТОМУ МОЖЕТ КАЖДЫЙ - БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПЕТИТОР УВЕРЕН И В ТВОЕМ УСПЕХЕ!

    Инструкция 4

    КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ Перечитать все библиотечные книги не удалось никому. Да и нужно ли читать все без разбора? Удовольствие и пользу ты получишь от тех книг, которые выбрал с толком. УЧИСЬ ИХ ИСКАТЬ и ВЫБИРАТЬ! Первый шаг к книге надо сделать в уме - мысленно определить ЦЕЛЬ ЕЕ ЧТЕНИЯ. Задай себе вопрос: "Зачем я буду читать?" Ты сформулировал для себя ответ? Да. Значит ты готов ко второму шагу. Теперь тебе предстоит определить, КАКИМ ОБРАЗОМ ОТЫСКАТЬ ее побыстрее. Тот, кто думает, что достаточно подойти к стеллажам, и нужная книга сама окажется в руках, ошибается. Сделать верный шаг к нужной книге - это значит:ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ИСТОЧНИК ЕЕ ПОИСКА ИЛИ ВЫБОРА.

    БИБЛИОТЕКА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ТЕБЕ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ:

  • если тебе нужна определенная книга о наличии книг информирует АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
  • если тебе нужно выполнить домашнее задание твоими помощниками станут СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ КАРТОТЕКА СТАТЕЙТЕМАТИЧЕСКИЕ картотеки, папки, выставки СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИРЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ. СПИСКИ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ
  • если тебя интересуют книжные новинки тынайдешь их на ВЫСТАВКЕ или в КАРТОТЕКЕ "НОВЫЕ КНИГИ"
  • если ты захочешь узнать, какие журналы и газеты есть в библиотеке загляни в РЕГИСТРАЦИОННУЮ КАРТОТЕКУ ПЕРИОДИКИ
  • если ты не можешь решить, что взять обратись К книгам на ОТКРЫТОМ ДОСТУПЕ,ТЕМАТИЧЕСКИМ ВЫСТАВКАМ,ВЫСТАВКЕ НОВЫХ КНИГ,РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫМ СПИСКАМ
  • Инструкция 5

    ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО ЛУЧШЕ СДЕЛАТЬ, ПОСОВЕТУЙСЯ С БИБЛИОТЕКАРЯМИ!

    СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ (СБА) - ЭТО:
    - АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ
    - СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
    - ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ и ПАПКИ
    ЧТО ТАКОЕ СБА?
    - ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ
    - БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ

    КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН СБА?

    ОН ПОМОГАЕТ ТОМУ, КТО
    - подбирает литературу по личным вкусам и интересам,
    - хочет хорошо выполнять домашние задания, писать содержательные сочинения и рефераты,
    - стремится к самостоятельности суждений и занимается самообразованием.

    КАК СБА ЭТО ДЕЛАЕТ?

  • АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ содержит сведения обо всех книгах библиотеки - он сразу отвечает на вопрос, есть ли в ней нужное издание.
  • СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ подсказывает читателю содержание книг - сведения о них расположены в нем по отраслям знания.
  • ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОТЕКИ хранят журнальную и газетную информацию,
  • ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ, СЛОВАРИ содержат основные сведения о предметах, кратко объясняют их смысл и значения слов,
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ дают советы о том, что читать.

    ТОТ, КТО ИСПОЛЬЗУЕТ СБА, ИДЕТ К ЗНАНИЯМ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ!

    Инструкция 6

    ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ

    В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке. Для быстроты поиска данных о книгах, карточки расставляют строго по порядку. Получается перечень всех библиотечных книг - КАТАЛОГ. Карточки с описаниями книг можно расставить по алфавиту их авторов и названий. Так организован АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ. Если знать алфавит, легко узнать, книга каких авторов есть в библиотеке Карточки с спасанием книг сходного содержания можно собрать вместе, дать каждой группе свой номер и поставить их по порядку номеров - получится система. Так организован СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ. Читатель, знакомый с его устройством, очень быстро может подобрать книги по теме. Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги. КАТАЛОГИ - ЭТО МОЗГ БИБЛИОТЕКИ: В ИХ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ СВЕДЕНИЯ ОБО ВСЕХ КНИГАХ. КАТАЛОГИ ДАЮТ ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ.

  • Средняя Общеобразовательная школа №16
    Адрес: 422545, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. М. Жукова, д.9.
    Телефон/факс: (84371) 3-42-99

    Hosted by uCoz